Как спасти семейное счастье?

Идет 1934 год. Три женщины весело щебечут и попутно жалуются друг другу на своих мужей.  И лишь одна молчит. Она одинока, живет с двумя детьми. И поэтому шьет и вздыхает, когда другие отдыхают. Это вызывает к ней сочувствие. Такая картина для нас и сейчас не редкость, ведь распадается больше половины браков. Советский писатель В. Гроссман в своем «Рассказике о счастье» предлагает нам задуматься об одной из причин этого.

Муж этой грустной швеи уехал на пресловутый край света: по собственной ли воле или под принуждением, строить ли завод или отбывать срок, - мы не знаем. Знаем только, что живет он в бараке. Такие бараки могли быть как на стройках, так и в спецпоселениях для кулаков. В любом случае, жена не последовала за ним, хотя он звал ее, писал письма.

А она хотела? Вроде бы нет: «Жить в бараке! Нет, она ни о чем не жалеет». Видимо, уж очень они разные. Она сосредоточилась на быте, и не рискнула променять устоявшийся комфорт на призрачный рай с «милым в шалаше». Похоже, что в этом случае, как говорил В. Маяковский, «любовная лодка разбилась о быт».

Мимо шел бродячий шарманщик, который предложил женщинам вытянуть конвертик «на удачу». В конвертиках оказались разные, но не равноценные подарки: кому-то досталось красивое кольцо, кому-то кусок мыла, а швее – листочек с надписью «Счастье». Так вышло, что всем замужним достались вещи, а нашей героине – какой-то бесполезный кусок бумаги. Что это: злая шутка, намёк? Винить некого, ведь она сама вытянула такой конверт.

Между тем со швей что-то происходит. «Ее бледное лицо стало розовым, так розовеет майская яблоня в свете далекого ночного пожара. Ее усталые глаза на мгновенье просветлели». Открыв конвертик, она словно преобразилась, ожила - так задело ее это слово! Но лишь на мгновенье. Вновь убедив себя в том, что «все сделала правильно», она подавила свои чувства. Возникшую нежность сменила злость то ли на шарманщика, то ли на себя. Да и как тут не злиться, когда без спроса лезут в душу?! Ее с таким трудом выстроенная уверенность в правильности своего решения зашаталась, как карточный домик под дуновением ветерка.

Нельзя показать свои сомнения подружкам, ведь они только и говорят: «Ты поступила правильно». Все так говорят. Сердитой рукой она смяла бумажку и швырнула на пол так же, как хотела бы выкинуть из головы мысли о муже. «Кому нужно счастье? Лучше бы я вытянула кусочек мыла», - цинично говорит она. У неё получается обесценить свое желание и «взять себя в руки» таким образом. Ночью же, когда никто не видит, наша несчастная швея зальёт горячими слезами подушку.

Иногда в трудные моменты жизни мы, как и эта женщина, руководствуемся тем, «как принято», стремимся поступать «правильно». Следование ожиданиям мамы, папы и близких нам людей освобождает нас от ответственности, а значит и от страха. Страшно жить в неопределенном мире без гарантий от ошибок. Страшно делать делать свой выбор партнера, стиля отношений с ним и нести за него ответственность.  Наша швея не рискнула менять привычный образ жизни. «Рискнуть — значит на мгновение потерять точку опоры. Не рисковать — значит потерять самого себя», — говорил датский философ С. Кьеркегор. Поехать к «черту на Кулички» — это значит рискнуть получить осуждение авторитетных и близких людей, это риск прослыть «лохушкой» или почувствовать себя «плохой матерью». Это сложный выбор. При этом можно заплатить страшную цену: лишить себя счастья жить своей, а не чужой жизнью.

Будучи взрослыми людьми, в период кризиса мы в каком-то смысле деградируем, начинаем себя вести, как дети. Тогда особенно важна уважительная поддержка. Я вижу, что способность чувствовать и осознавать присуствуют в нашей героине. Возможно, найдется еще смелая подруга, которая не только спросит ее о том, чего она боиться и чего хочет сама, но и покажет пример неконформисткого поведения.

Чтобы сделать осознанный выбор, важно признать свой страх, а также сосредоточиться на том, что ценно для нас самих, а не только для мамы. Нужно учиться слышать голос своего сердца, доверять ему и отделять от голосов длугих людей, навязанных правил и стереотипов. Тогда появляется шанс, что лодка любви уцелеет, ведь гребцы в ней знают, куда плывут и чем рискуют.