Договор о сотрудничестве клиента и психолога

Помните, в статье "Консультация психолога онлайн: доступная помощь не выходя из дома" (ссылка) я писал о важности отношений между клиентом и психологом? У любого здравомыслящего читателя может возникнуть вопрос: "Как можно за столь короткое время (5-10-20 часов) построить доверительные отношения?" Ответ прост до неприличия: за счет стремления к предельно возможной честности и открытости. Это и другие условия успешного сотрудничества раскрыты ниже.

Ответственность психолога

  1. Психолог ясно говорит о том, что он может сделать, а чего не может сделать для клиента. Например, освободить его от страха не может. Помочь осознать внутренние причины страха, предложить способы достижения спокойствия - может.
  2. Психолог говорит о своем профессиональном и личностном видении клиента в той мере, в которой это будет полезно последнему в понимании себя и реализации своего запроса.
  3. Психолог соблюдает "тайну исповеди", т. е. не разглашает личную информацию клиента, по которой его можно узнать. При этом психолог может использовать стенограммы консультаций для своего профессионального роста (совместный анализ с супервизором и коллегами), в научных и популярных публикациях. При этом изменяется имя клиента, может указывать возраст, пол, образование, семейный статус, сфера занятости, место жительства. Например, Елена, Алтайский край, 22 года, журналистка, не замужем. Консультация записывается на аудио или видео только с согласия клиента.
  4. Психолог называет примерное количество консультаций, необходимое для удовлетворения запроса клиента. Как правило, небольшой результат можно почувствовать уже на первой-второй встрече. Более серьезные изменения заметны после 10-20 сеансов, которые проходят не реже раза в неделю и длятся по часу каждый.
  5. Психолог может завершить сотрудничество, если ему становиться (внимание!) скучно. А скучно настоящему профессионалу может стать от того, что клиент не использует консультации для изменений себя, а удовлетворяет другие потребности: например, во власти (манипулирует психологом, навязывает свои условия "Я деньги заплатил, - а Вы работайте!").

Ответственность клиента

  1. Клиент предоставляет подробную информацию (насколько это возможно) о своей проблеме, о своих чувствах и мыслях. Клиент не обязан выворачиваться на изнанку и страдать от этого. Но если ему, к примеру, страшно о чем-то рассказывать, то он несет ответственность за обозначение этого страха словами, и за желание исследовать его.
  2. Клиент отвечает за понимание и формулирование запроса на психологическую помощь. Психолог может догадаться, но не читать мысли.
  3. Клиент несет ответственность за осознавание своих чувств и мыслей. Психолог может вдохновить клиента на изучение себя, но осуществление этого процесса зависит от клиента.
  4. Клиент отвечает за применение полученных знаний и умений в своей жизни, т. к. только от него зависит желание меняться.
  5. Если клиент хочет разорвать договор, то посещает, как минимум, одну "прощальную" встречу.
  6. Клиент сам заботиться об исправности своего оборудования, качестве связи и комфортности места консультации. Рекомендуется использовать закрытое от посторонних помещение, в котором можно свободно говорить на личные темы и выражать сильные эмоции (плакать, кричать и т. п.).

Совместная ответственность

  1. Психолог и клиент в равной степени отвечают за результат консультации.
  2. Психолог и клиент договариваются об определенном количестве консультаций, периодичности, и времени. Психолог и клиент обязуются выходить на связь согласно договоренности. Если это невозможно, то уведомляют друг друга, как минимум за день до консультации.
  3. Психолог и клиент обязаны быть трезвыми во время консультации, не находиться под действием лекарств, изменяющих их самочувствие (антидепрессантов, например).

Отказ от соблюдения перечисленных условий договора исследуется в консультации, чтобы понять его причины. Если стороны не могут понять друг друга, то сотрудничество прекращается.