Взаимные обязательства психолога и клиента при проведении консультаций

"Лечение, целение есть совместное дело врача и самого пациента. В каждом индивидуальном случае должно быть создано некое врачебно-целебное «мы»: он и я, я и он, мы вместе и сообща должны вести его лечение. А создать это возможно только при взаимной симпатии."

Иван Ильин. О призвании врача.

Помните, в статье "Консультация психолога онлайн: доступная помощь не выходя из дома" я писал о важности отношений между клиентом и психологом? У любого здравомыслящего читателя может возникнуть вопрос: "Как можно за столь короткое время (5-10-20 часов) построить доверительные отношения?" Ответ прост до неприличия: за счет стремления к предельно возможной честности и открытости. Это и другие условия успешного сотрудничества раскрыты ниже.

Ответственность психолога

  1. Психолог ясно говорит о том, что он может сделать, а чего не может сделать для клиента. Например, освободить его от страха не может. Помочь осознать внутренние причины страха, предложить способы достижения спокойствия - может.

  2. Психолог говорит о своем профессиональном и личностном видении клиента в той мере, в которой это будет полезно последнему в понимании себя и реализации своего запроса.

  3. Психолог соблюдает "тайну исповеди", т. е. не разглашает личную информацию клиента, по которой его можно узнать. Психолог может использовать стенограммы консультаций или содержание переписки для своего профессионального роста (совместный анализ с супервизором и коллегами), в научных и популярных публикациях. При этом изменяется имя клиента, может указывать возраст, пол, образование, семейный статус, сфера занятости, страна проживания. Например, Елена, Россия, 22 года, журналистка, не замужем. Консультация записывается на аудио или видео только с согласия клиента.

  4. Психолог называет примерное количество консультаций, необходимое для удовлетворения запроса клиента. Как правило, небольшой результат можно почувствовать уже на 3-5 встрече. Более серьезные изменения заметны после 10-20 сеансов, которые проходят не реже раза в неделю и длятся по 50-60 минут каждый.

  5. Психолог осуществляет поддержку клиента между консультациями по электронной почте, в "острых" случаях - по телефону (время и продолжительность звонков заранее обговариваются).

  6. Психолог может завершить сотрудничество, если клиент не использует консультации для изменения себя, а удовлетворяет другие потребности, разрушающие контакт. Например, клиент может утолять жажду власти: манипулировать или открыто навязывать свои условия "Я деньги заплатил, - а Вы работайте!" Другой повод прекращения работы - осознание психологом своей неспособности помочь клиенту.

Ответственность клиента

  1. Клиент предоставляет подробную информацию (насколько это возможно) о своей проблеме, о своих чувствах и мыслях. Клиент не обязан выворачиваться на изнанку и страдать от этого. Но если ему, к примеру, страшно о чем-то рассказывать, то он несет ответственность за обозначение этого страха словами, и за желание исследовать его.

  2. Клиент отвечает за понимание и формулирование запроса на психологическую помощь. Психолог может догадаться, но не читать мысли.

  3. Клиент несет ответственность за осознавание своих чувств и мыслей. Психолог может вдохновить клиента на изучение себя, но осуществление этого процесса зависит от клиента.

  4. Клиент отвечает за применение полученных знаний и умений в своей жизни. Психолог поддерживает этот процесс, но не форсирует.

  5. Если клиент хочет разорвать договор, то посещает, как минимум, одну "прощальную" встречу.

  6. Клиент сам заботится об исправности своего оборудования, качестве связи и комфортности места консультации. Необходимо использовать закрытое от посторонних помещение, в котором можно свободно говорить на личные темы и выражать сильные эмоции (плакать, кричать, хохотать и т. п.). Желательно иметь при себе платок (салфетки), бумагу и средства для рисования (цветные карандаши, мелки). Обязательно иметь гарнитуру, т.к. наличие близко расположенного к губам микрофона увеличвает качество звука в несколько раз. Для качественного изображения веб-камера должна обладать матрицей не менее 1.3 мегапикселов и поддерживать разрешение 640x480 @ 30 Гц.

Совместная ответственность

  1. Психолог и клиент в равной степени отвечают за результат консультации.

  2. Психолог и клиент договариваются об определенном количестве консультаций, периодичности, и времени. Психолог и клиент обязуются выходить на связь согласно договоренности. Если это невозможно, то уведомляют друг друга, как минимум за день до консультации. Если клиент пропускает встречу, не предупредив об этом заранее, то она считается оплаченной. Если подобное делает психолог, то он остается должен дополнительную консультацию клиенту.

  3. Психолог и клиент обязаны быть трезвыми во время консультации, не находиться под воздействием наркотических веществ.

  4. По окончании работы клиент и психолог встречаются еще раз через 1, 3 и 6 месяцев для закрепления результата и лучшего осознания потребности в психотерапии.

Отказ от соблюдения перечисленных условий исследуется в консультации, чтобы понять его причины. Если стороны не могут договориться, то сотрудничество прекращается.

Важно помнить, что никакой договор не поможет сам по себе, если обе стороны не стремятся взрастить доверие между собой.